Талантливый злодей — Филипп «Араб»
Интриган. Реалист. Хороший организатор.

Римские императоры — редкие гости на банкнотах. Сложно сказать, с чем это связано, ведь среди них встречались не только весьма приличные, но и выдающиеся люди. Например, император-философ Марк Аврелий, оставивший после себя научные труды, или император-острослов Веспасиан, открывший сеть платных общественных туалетов и бросивший по этому поводу крылатую фразу «деньги не пахнут».
В общем, сложно сказать, почему дизайнеры современных дензнаков пренебрегают столь яркими историческими персонажами. Тем приятнее бывают исключения из правил. Об одном из таких хочу поделиться с тобой дорогой читатель.
Знакомьтесь — Филип Аравитянин (лат. Marcus Julius Philippus «Arabs») изображенный на банкноте 100 сирийских фунтов 1998 года выпуска.

Путь к вершине
Будущий император Рима Филипп Араб, родившийся в Сирии, сочетал в себе довольно скромное происхождения (отец его принадлежал к всадникам, то есть, был кем-то вроде мелкого провинциального дворянина) с незаурядными организаторскими способностями. Благодаря воинским талантам, он в правление императора Гордиана III (238-244) дослужился до должности претория — одного из высших административных постов в имперской иерархии.

К слову бюст изображенный на банкноте хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже
Интриги. Скандалы. Расследования
Заняв высокий пост, Филипп начал активно интриговать против своего благодетеля, который был очень популярен и в армии, и в народе. В качестве орудия он избрал голод.
Дело в том, что в империи скопились большие запасы продовольствия и население её не испытывало нужды, получая бесплатные государственные раздачи (пайки). Филипп Араб организовал перебои в поставках продуктов, что привело к росту цен на них. Дабы усугубить ситуацию, он направлял римские легионы (а такое право ему его должность давала) именно в провинции, испытывающие нехватку продовольствия.
В результате солдаты выгребали остатки оного под чистую, но и сами оставались на голодном пайке, и доводили до белого каления местное население, уже не способное свести концы с концами.
Филипп же, редкостный подонок по своим человеческим качествам, через своих клевретов распространял ложные слухи о том, что виновником голода является император. В результате, к началу 244 года популярность Гордиана III сошла на нет.
Туманная смерть императора

А в феврале 244 года Гордиан, которому в то время было всего 19 лет, то ли был убит по приказу Филиппа, то ли пал во время одного из сражений на территории Месопотамии (современный Ирак). Путь к трону для Филиппа был расчищен и он стал новым императором Рима.

Изменник, павший жертвой измены
Правителем он оказался неплохим. Что не удивительно, учитывая, с какого социального низа он вскарабкался к вершинам власти. Но римское общество с его древними аристократическими традициями, воспринимало Филиппа, как безродного выскочку. Боялось. Но презирало.
В его недолгое правление (244-249) в разных концах Империи периодически появлялись узурпаторы, как правило, провозглашённые императорами местными легионами, и контролировавшие отдельные провинции. С ними Филипп Араб справлялся. Но в 249 году проглядел измену в лице собственного префекта претория Деция Траяна, который пользовался широкой поддержкой в армии и был провозглашён императором.

Теперь уже сам Филипп Араб пал жертвой голода, поскольку поставки продовольствия из мятежных провинций в Рим прекратились и уровень жизни населения упал, а с ним — и популярность императора-выскочки.
Филипп, не желая уступать власть, двинул лояльные ему легионы против Деция, но потерпел поражение, и, как и его предшественник Гордиан III, пал в сражении или был убит собственными солдатами, переметнувшимися в стан победителя.

Заключение
Этот талантливый, жестокий и неоднозначный император тяжёлым взглядом исподлобья смотрит на нас с сирийской банкноты достоинством 100 фунтов. Талантливый человек, добившийся абсолютной власти в жестокую эпоху, когда кровь императоров могла стоить дешевле кувшина вина в недорогой портовой харчевне.
Заслуживает ли он того, чтобы его изображение было помещено на современных банкнотах сирии? Конечно да, ведь существует масса примеров, когда на них помещали куда более пресных и скучных персонажей — и, ничего, никто не возмущался.

На фоне всех этих малоизвестных или почти никому не известных людей Филипп Араб смотрится глыбой. Был культ личности — но была и личность!
P.S. А ещё он был первым римским императором, исповедовавшим христианство…