Странный герцог или «Подними меня вверх»

Сегодня, 31 октября 2023 года, исполняется ровно 300 лет со дня смерти ну очень интересного исторического персонажа, о существовании которого не подозревало подавляющее большинство наших уважаемых читателей.
Тем не менее, с одним его изобретением, а, вернее, с изобретением неизвестного повара, промоутером которого, выражаясь современным языком, являлся наш герой, знаком, наверное, каждый из нас.
Наш рассказ посвящён Козимо III Медичи — великому герцогу великого по статусу, но отнюдь невеликого по размеру Герцогства Тосканского…

Юноша из хорошей семьи
Родился будущий великий герцог в 1642 году в семье Фердинандо II, правившего Тосканой с 1621 по 1670 год. Будучи старшим сыном, он был объявлен наследником престола и по указанной причине перспективы имел настолько блестящие, что за него даже впоследствии выдали замуж родную племянницу короля Франции Людовика XIII (который любил мушкетёров).
Дела церковные и государственные
Козимо, который тогда ещё не получил порядкового номера III, с юности отличался религиозностью, но не со знаком «плюс», а, «минус». По характеру он был не святым, а святошей; по манере поведения — не праведником, а ханжой. С одной стороны, взойдя на престол, с увлечением занялся законотворчеством в сфере нравственности, требовал от своих подданных как можно реже посещать бордели и, вообще, вести приличный образ жизни. С другой — гонял местных евреев и в хвост, и в гриву, запрещал тосканцам вступать с ними в интимные отношения, а за нарушения — сажал в тюрьму и бичевал (причём, отнюдь не фигурально).

При этом, он был склонен к депрессиям, и при обострении своей хандры впадал в мистицизм и самоустранялся от управления страной, фактически передав власть в руки местного католического клира.
То ли в силу своего скверного характера, то ли по какой-то иной причине, но Козимо III терпеть не мог народных гуляний и проявлений веселья. Результатом такого неприятия стала отмена праздников, маскарадов и прочих общественных увеселений, от чего жизнь в Тоскане стала пресной, как еврейская маца.
Дела семейные
Всё бы ничего, но женой скучного Козимо III Медичи была Маргарита Луиза Орлеанская, которая, как и большинство француженок, отличалась весёлым нравом. Прожив рядом с коронованным занудой 14 лет и родив ему дочь и двоих сыновей, великая герцогиня плюнула на всё, развелась с супругом, и уехала в милую её сердцу Францию.

Незадачливый Козимо впоследствии попытался примириться с нею, но в ответ получил письмо, в котором весёлая Маргарита Луиза написала ему, что «мечтает о том, что его повесят, и переживает лишь потому, что встретится с ним в аду».
В довершение невзгод, оба сыночка великого герцога оказались убеждёнными педерастами и, хотя и состояли в законных браках, не снисходили до плотских отношений с супругами, а потому не осчастливили своего венценосного папашу внуками.

Кончилось тем, что бедный герцог Тосканский умер 31 октября 1723 года, тоскливо предвидя угасание своей династии.
А как-же деньги?
Дорогой читатель, обсуждая с вами монеты тосканского герцога Козимо хочется вспомнить крылатую фразу из фильма Бриллиантовая рука: — «Наши люди в булочную на такси не ездят»
Маловероятно, что в наших с вами коллекциях окажутся монеты этого именитого тосканского «сладкоежки». Медных сольдо и каттрино в его правление не чеканились, а здоровенные серебряные «бляхи» (а они именно, что бляхи 43-45мм в диаметре) стоят запредельно дорого. И даже если у кого-то есть такая финансовая возможность, то все равно предпочтительнее будет приобрести пару Петровских рублей чем один серебряный пиастр или экзотическую «Пецца Делла Роза».
Но было бы несправедливо не показать вам, хотя бы пару его монет. За фотографии огромное спасибо аукционному дому Heritage Auctions.


Причем тут герцог и мы?
Уважаемый читатель, вы когда-нибудь пробовали тирамису — восхитительный воздушный десерт, который стоит довольно дорого (но, клянусь честью, он того стоит)? Так вот. Этим лакомством мы обязаны непосредственно нашему герою, который впервые съел его в городке Сиена, куда он, как-то, заглянул.

Десерт придумали местные повара, желавшие удивить гостя, славившегося своей любовью к сладкому. Новое блюдо называлось «супом герцога» и так понравилось Козимо, что он в дальнейшем ел его, едва ли, не каждый день.
А как же «суп герцога» превратился в «тирамису»? Да, очень просто! Считалось, что он увеличивает мужскую силу, поэтому десерт быстро переименовали в «Tira mi su”, сиречь, «Подними меня вверх».
Читатель, ну, вы меня поняли…