
Польская внешняя политика конца 30-х годов являла собою причудливую смесь нездорового самомнения и претензии на собственную исключительность.
Содержание
Предпосылки к поражению
Сейчас это звучит парадоксально, но весной 1939 года, менее чем за полгода до сентябрьского разгрома, Польша позиционировала себя, как «гаранта безопасности» для стран Балтии и Восточной Европы (и это при том, что в 1938 году этот «гарант» в союзе с нацистской Германией аннексировал принадлежавший Чехословацкой Республике Тешинский край.
Военная доктрина строилась на шапкозакидательских настроениях, всерьёз рассматривался вариант уверенного удержания немцев на приграничных рубежах и последующего их разгрома после вступления в войну Франции и Великобритании. При этом, нельзя сказать, что польская армия отличалась низким моральным духом, напротив, солдаты её были достаточно стойкими и мужественными бойцами, готовыми жертвовать своими жизнями во имя защиты Родины.
Проблема заключалась в другом: высшее командование не обладала в должной мере стратегическим мышлением, и было способно относительно эффективно планировать лишь операции тактического уровня.
Последующие события продемонстрировали высокий боевой дух польских жолнежей (солдат), хорошие тактические способности командиров среднего звена (полк, бригада, дивизия), в совокупности, позволявшие успешно осуществлять локальные операции и добиваться позиционного преимущества на местных направлениях. Но, увы, этого было недостаточно для того, чтобы удержать мощный паровой каток Вермахта, катившийся по широким полям Польши.
Немецкое вторжение в Польшу
Итак, 1 сентября 1939 года, используя в качестве повода провокацию с якобы имевшим место нападением поляков на немецкую радиостанцию (на самом деле, в нём участвовали переодетые в польскую форму немецкие уголовники), Германия объявляет войну Польше и вторгается на её территорию.
В тот же день в войну на стороне Гитлера вступает недавно созданная марионеточная Словацкая Республика (у которой, справедливости ради заметим, имелся к полякам неоплаченный счёт за аннексированный Тешинский край). В течение 4 дней немцы обрушили польскую оборону в приграничных районах, и вышли на оперативный простор
Неудачный ход боевых действий заставил польское командование нарушить правила ведения войны и применить боевые отравляющие вещества — 8 сентября наступающие германские части подверглись атаке ипритом. Потери немцев оказались минимальными (погибли двое солдат), а вот репутационный ущерб Польши – был весьма существенным.
Тем не менее, имелись и локальные успехи, так в боях под Йордановом кавалерийская бригада полковника Станислава Мачека смогла нанести немцам тяжёлые потери, подбив не менее 100 танков. Но подобные победы можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Хочется отметить, что здесь смешались два события, атака полка Поморских уланов на моторизованный батальон вермахта, и эффективная оборона генерала Мачека. Полк уланов ценой своей жизни немного затормозил продвижение немецких войск, а генерал Мачек успешно воевал с немцами пока ему не приказали сдаться.

Немцы продолжали уверенно наступать и вскоре приблизились к Варшаве. Началась недолгая осада города, завершившаяся 28 сентября 1939 года подписанием акта о его капитуляции.

Польский поход Красной армии
17 сентября 1939 года советские войска переходят польскую границу и освобождают ранее захваченные поляками Западную Украину и Западную Белоруссию. В данном случае СССР просто вернул себе ранее украденное у него, и спас жизни проживавшим на этих землях евреям, которые, несомненно, были бы уничтожены, если бы сюда пришли немцы.

Последние очаги организованного сопротивления поляков были подавлены 6 октября. Польская кампания завершилась. Она обошлась Германии, приблизительно, в 16000 убитых, Словакии — в 37 убитых, Польше — в 66000 убитых.
Безвозвратные потери Советского Союза составили от 700 до 1435 погибших бойцов (сведения разнятся). В результате СССР вернул ранее принадлежавшие ему, как правопреемнику РСФСР территории общей площадью 196 000 кв.км.

Литовская Республика, не участвовавшая в войне, тем не менее, получила город Вильно (ныне Вильнюс) и Виленский край.
Первые банкноты Генерал-губернаторства 1939 год
12 октября 1939 года Германия создаёт генерал-губернаторство на захваченных ею бывших польских землях. В качестве денежной единицы использовались польские банкноты достоинством 100 злотых, на которые наносились специальные надпечатки следующего содержания: «Генерал-губернаторство/для оккупированных польских территорий».

Купюры, не имеющие таких надпечаток, законными платёжными средствами не признавались.

Поскольку штемпель, с помощью которого они осуществлялись, было несложно скопировать в кустарных условиях, уже вскоре в обращение хлынул поток банкнот с поддельными надпечатками.

Краковский злотый 1940-41 год
В середине 1940 года в обращение поступает новая денежная единица — злотый Эмиссионного банка в Польше. или, «Краковский злотый» (жаргонное название, обусловленное тем, что созданный 8 апреля 1940 года Эмиссионный банк располагался в Кракове).
Курс злотого Эмиссионного банка был привязан к немецкой рейхсмарке и соответствовал 50 рейхспфеннигам за 1 злотый. За период с 1940 по 1941 год были выпущены купюры номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 злотых.






Интересен тот факт, что из-за низкой степени защиты купюры эти активно подделывались в Лондоне, а также в подпольных типографиях Армии Крайовой, боровшейся против оккупантов в условиях вялотекущей партизанской войны, причём, объём фальшивых банкнот составлял чуть менее 2/3 от общей денежной массы.
Соответственно, бонист, приобретая такие банкноты в свою коллекцию, с высокой долей вероятности становится обладателем подделки. Осторожно подделки
Купить банкноты Польши периода 1939-1941 гг. можно в нашем интернет-магазине Bonista.ru —bonista.ru/category/banknoty-polshi.
Польские монеты 1941-1944 года
Наряду с бумажными злотыми в 1941-44 годах также были выпущены монеты достоинством 1, 5, 10, 20 и 50 грошей.

Причём, лишь монета в пять грошей имела оригинальный дизайн, а все прочие номиналы чеканились старыми штемпелями Варшавского монетного двора и содержали следующие даты выпуска: 1 грош — 1939 год, 10 и 20 грошей — 1923 год, 50 грошей — 1938 год; на 5 грошах была изображена дата «1939». Что как вы понимаете не соответствует действительности.









В качестве материала для их изготовления служил цинк, который, в силу его дешевизны, можно было бы назвать «металлом войны»; монеты номиналом в пятьдесят грошей изготавливали из плакированного никелем железа, а затем, когда Германия столкнулась с дефицитом никеля, использовавшегося в авиастроении, просто из железа.
Злотый Эмиссионного банка в Польше находился в обращении до освобождения страны от немецких оккупантов. 24 августа 1944 года был издан декрет Польского комитета национального освобождения, согласно которому он подлежал обмену на злотый Польского национального банка. Курс обмена был установлен 1 к 1, однако физическое лицо могло обменять не более 500 злотых Эмиссионного банка; мелкие частные предприятия могли обменять до 2000 злотых. Окончательно обращение злотых Эмиссионного банка было запрещено в январе 1945 года.
Деньги гетто: монеты и банкноты концлагерей
Особой, стоящей особняком от денежного обращения на территории генерал-губернаторства, является история введения марки Лодзинского гетто — особой денежной единицы, имевшей хождение исключительно в пределах еврейского гетто, созданного в городе Лодзь, и просуществовавшего до августа 1944 года.
Были выпущены банкноты достоинством 50 пфеннигов, 1, 2, 5, 10, 20 и 50 марок. Дизайн их разработал архитектор Игнаций Гутман, являвшийся руководителем строительного департамента гетто.

Новые дензнаки получили жаргонное прозвище «хаимки» и «румки» в честь Мордехая Хаима Румковского, возглавлявшего юденрат (совет самоуправления Лодзинского гетто).
Введение марки Лодзинского гетто преследовало целью прекратить торговлю евреев с поляками, проживавшими за пределами гетто (последние не имели доступа в гетто и не могли реализовать марки где-либо ещё). Кроме того, немцы принуждали еврейское население гетто обменивать всю имеющуюся у него на руках валюту (в первую очередь, рейхсмарки) на марки Лодзинского гетто, установив при этом, крайне невыгодный обменный курс.

Кроме того, были отчеканены монеты достоинством 10 пфеннигов, 5, 10 и 20 марок. В виду небольших тиражей они представляют существенную нумизматическую ценность и активно подделываются. Поэтому, приобретая подобные польские монеты в высокой степени сохранности, нужно проявлять осторожность, дабы не стать владельцем подделки, уплатив за неё более 5000 рублей.

Наконец, следует упомянуть об эрзац-денежных знаках, обращавшихся на территории двух концентрационных лагерей — Освенцима и Штуттгофа. Объём их выпуска и оборота был ещё меньшим, чем в Лодзи, именовались расчётными знаками и с момента освобождения концентрационных лагерей были выведены из обращения.
Что касается марок Лодзинского гетто, то они были упразднены 29 августа 1944 года.
Следующие статьи о Польше:
А освобождённую страну ожидала денежная реформа. Но это уже другая история…