Необычные номиналы #1 — Бирма

Мир неоднороден. Это факт. Нас окружают, как ординарные, так и необычные, а порою, и удивительные вещи, заставляющие слегка приоткрыть рот и замереть в позе «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор!». Но, если в природе встречаются необычные вещи, то встречаются в ней и не менее необычные люди. Мы их ласково называем «чудаками», а, если чудачества выходят за допустимые рамки, то называем их примерно также, только заменив первую букву в слове.
В общем то, без чудаков было бы скучно жить. Вот только проблема заключается в том, что иногда они занимают руководящие посты, и тогда жизнь населения, которым они руководят, становится нескучной.
Об одном таком персонаже мы и расскажем сегодня.
Вперед к социализму!
Есть в Азии такая страна, Республика Союз Мьянма, до 1989 года называвшаяся Бирмой. По местным меркам — большая (678 500 кв.км.) и довольно густонаселённая, около 53 миллионов человек. Ничего в ней особенного нет — ни развитой промышленности, ни науки. Но случился однажды в её истории колоритнейший персонаж. Звали его У Не Вин, и занимал он пост президента страны и возглавлял правящую партию.

У Не Вин был убеждённым сторонником социализма и решил построить в Бирме образцовое социалистическое государство. Для начала он выслал всех иностранцев-предпринимателей, сочтя их присутствие помехой на пути к светлому будущему. Затем национализировал промышленность и торговлю, организовал сельскохозяйственные кооперативы (по нашему КОЛХОЗы), запретил деятельность оппозиции и приступил к строительству новой общественной формации.
В целом, подобное происходило и во множестве других азиатских, африканских и прочих стран, и, само по себе, вряд ли заслуживало бы упоминания в статье, посвящённой бонистике. Если бы не одно но. Товарищ У Не Вин решил деятельно вмешаться в выпуск банкнот, руководствуясь при этом собственными представлениями о нумерологии.
Нумерология и любовь к цифре «3»
У Не Вину очень нравилась цифра «3». Он увлекался астрологией и нумерологией, а потому был убеждён в том, что каждая цифра имеет свой сакральный смысл. Согласно его представлениям, тройка являлась «счастливой» цифрой, и по этой причине он распорядился выпустить банкноты, номиналы которых делились бы на 3 без остатка.
В результате, в 1985 году появилась банкнота номиналом 75 кьят (национальная бирманская денежная единица, равная 100 пья), а год спустя — 15 кьят.


Кроме того, была выпущена купюра достоинством 35 кьят, которая не вписывалась в логическую концепцию главного зодчего бирманского социализма, но тоже заслуживает упоминания из-за необычности своего номинала.
Сложно сказать, на что рассчитывал У Не Вин, добиваясь выпуска этих «магических» денег — возможно, надеялся с помощью мнимых законов нумерологии обеспечить их конвертируемость. Однако, как показывает практика, законы нумерологии подчиняются законам экономики, и там, где последняя находится в посредственном (не сказать ещё хуже) состоянии, не помогут никакие «счастливые» цифры. В общем, бирманский кьят обесценился.
Кстати, не забудьте заглянуть в магазин Бониста.ру, здесь большой выбор интересных и необычных банкнот стран Азии, от самых простых но красивых до редких и дорогих.
Но деятельный У Не Вин не был склонен к унынию и рефлексии. Руководствуясь принципом «умер Максим — ну и, хрен с ним!», он 5 сентября 1987 года санкционировал правительственное решение об изъятии из обращения все купюры номиналом 15, 35 и 75 кьят, причём, без всякого обмена и компенсации.
Изъятие было проведено в течение суток и вчерашние деньги мгновенно превратились в красивые, но бесполезные бумажки. Дело в том, что к этому моменту У Не Вин уже разлюбил цифру 3 и проникся цифрой 9.
Поэтому вскоре поле «реформы», пустившей по миру значительное число ни в чём ни повинных бирманцев, в обращение поступили банкноты достоинством 45 и 90 кьят, делившиеся на девятку без остатка.

Заключение
А фонтанирующий идеями У Не Вин вскоре лишился власти и окончил свои дни под домашним арестом в почтенном возрасте 91 года…