
Читатель, ты прекрасно помнишь далеко не прекрасные 90-е годы прошлого столетия, а если тебя минула чаша сия, то ты — счастливый человек, не познавший прелестей гиперинфляции, монет с самым большим номиналом и всех сопутствующих ей замечательных бонусов в виде полугодовых (и более) задержек в выплате зарплаты и уверенного чувства неуверенности в завтрашнем дне.
Содержание
Жертвы инфляции и гигантомании
Да. Речь пойдёт о монетах, чеканившихся в самых разных странах в эпохи великих (и не очень) смут, сопровождавшихся стремительным обесцениванием национальных валют, и, как следствие, появлением на свет монет с умопомрачительным количеством нолей.
Для удобства знакомства с этими увлекательными дензнаками, автор дерзнул разбить этот очерк на главы, посвящённые отдельным странам, и начнёт свой рассказ с нашей многострадальной, но прекрасной Родины, а после сразу перейдем к некогда не менее многострадальной и, по своему, тоже прекрасной Германии…
Монеты России в «Лихие девяностые»
В 1995 году на волне высокой инфляции в России был запланирован выпуск монет достоинством 500 и 1000 рублей. Были изготовлены штемпели и даже отчеканены несколько пробных экземпляров на монетном дворе Санкт-Петербурга.

(прошу прощения за качество фотографий, конкретно эти сделаны на телефон в музее.)
Эти монеты должны были стать самыми крупными номиналами в современной отечественной нумизматике. Однако в серию они так и не пошли, превратившись, таким образом, в большую, если не сказать исключительную, нумизматическую редкость.
Эта знаменитая пара недавно демонстрировалась в нумизматической экспозиции бывшего Санкт-Петербургского монетного двора и вызвала большой интерес нумизматов.
Гиперинфляция в Германии 1914-1923 гг.
Проницательный читатель, в особенности, обременённый избыточными знаниями в вопросах нумизматике, уже догадался, что речь пойдёт о нотгельдах — интереснейших эрзац-монетах, некогда составлявших собою основную денежную массу Германской Империи, а затем и Веймарской Республики.
В 1914 году немцы с энтузиазмом вступили в Первую Мировую войну, строят оптимистические планы по разгрому западных и восточных оппонентов. Однако уже вскоре выяснилось, что война на два фронта — это то ещё удовольствие, в особенности, когда твоими союзниками выступают Австрия, чья армия была создана для того, чтобы её били все армии сопредельных государств, и Турция, прозванная «больным человеком Европы».
А ведь война — это в первую очередь деньги, во вторую очередь — деньги, и в третью тоже… А вот с деньгами у Германии, как раз, выходило очень грустно. Как только начались боевые действия, немцы, люди умные и наученные горьким опытом, стали прятать под матрас всю имеющуюся под рукой серебряную монету, как ликвидный и надёжный объект сохранения своих капиталов.
Вслед за серебряной монетой вскоре последовали и разменные. Как результат, уже к концу 1914 года в стране образовался огромный дефицит монет, который было решено восполнить с помощью нотгельдов — монет, выпуск которых осуществляли отдельные регионы, районы и города.
В дальнейшем чеканкой эрзац-денег займутся даже отдельные рынки, магазины и пивные — такие монеты войдут в историю нумизматики под названием верт-марок
В первые годы чеканки нотгельдов, пока Германская Империя ещё держалась на плаву, инфляция не превышала разумных пределов, однако после Ноябрьской Революции 1918 года, опрокинувшей монархию и повлекшей капитуляцию Германии, в стране наступил период политической нестабильности и экономического спада, к 1923 году переросшего в коллапс и катастрофическое обесценивание марки.

Нотгельды Германии
Именно тогда, в середине 1923 года, на свет появляются монеты со множеством нолей, покупательная способность которых была в лучшем случае ничтожной, а в большинстве случаев — совершенно никакой.
В августе 1923 года, когда кружка пива стоила несколько миллионов марок, в Гамбурге были выпущены алюминиевые монеты достоинством 200 000 и 1/2 миллиона марок. Инфляция продолжала расти и к концу года 1 кг мяса стоил уже около 8 триллионов марок.


Эта увлекательная ситуация не могла не найти отражения в монетах, и вот, во второй половине года в провинции Вестфалия были выпущены нотгельды номиналом 1/4 миллиона, 2 миллиона, а немного позже — 5, 50 миллионов и в качестве вишенки на торте — 1 триллион марок.
Что касается банкнот, то самым крупным номиналом стала купюра в 100 триллионов марок, на которую можно было неплохо выпить и закусить в ближайшей пивной.
Образно говоря, если про обесценившиеся деньги часто говорят, что они стоят столько, сколько стоит бумага и краска, затраченная на их изготовления, то веймарские купюры периода гиперинфляции не оправдывали даже средств, затраченных на их производство.
Цены на продукты в Германии в 1921-1924 гг.

2,5 килограмма муки | 120 000 марок |
4 яйца | 40 000 марок |
Буханка черного хлеба | 50 000 марок |
Фунт (450г.) томатов | 40 000 марок |
Два фунта сала (900 г.) | 340 000 марок |
Фунт колбасы (450 г.) | 180 000 марок |
1/4 фунта кофе (115 г.) | 60 000 марок |
Килограмм цветной капусты | 40 000 марок |
Кусок мыла | 100 000 марок |
Кочан капусты | 30 000 марок |
В дальнейшем правительство проведёт денежную реформу и стабилизирует национальную валюту, но это произойдёт позже.
Инфляционные монеты Италии
Вплоть до падения монархии и ухода в политическое небытие Умберто II, вошедшего в историю под именем Майского Короля (правил с 9 мая по 12 июня 1946 года), с деньгами в Италии внешне всё обстояло вполне благопристойно и самой крупной монетой являлись золотые 100 лир, и в 1936 году ещё чеканились серебряные монеты номиналом 5 лир, предназначавшиеся для реального обращения.
Но времена менялись. Вторую Мировую войну страна закончила в неопределённом статусе: с одной стороны, Сицилия, южная и центральная Италия вовремя перековались и поддержали англо-американские войска.
На Сицилии местные мафиозные кланы даже запретили итальянским солдатам оказывать сопротивление армии вторжения), с другой — созданная в 1943 году под руководством Бенито Муссолини Итальянская Социальная Республика, контролировавшая север Апеннинского полуострова, сохраняла преданность фашистской Германии практически до самого её краха.
Одним словом, потомки древних римлян оказались в очень двусмысленной ситуации. Тяжёлые экономические потери не могли не сказаться на национальной валюте, которая уже в 1945 году начала обесцениваться.
Как следствие, Римский монетный двор перешёл на чеканку монет из алюминия и нержавеющей стали, из обращения пропали чентезимо — разменные монеты, ещё недавно обладавшие реальной покупательной способностью.


В дальнейшем та же участь постигнет монеты достоинством 10 лир, из которых повсеместно станут изготавливать пуговицы, пробивая в центре два отверстия (стоимость одной пуговицы превысит 10 лир, поэтому станет выгодно использовать эти монеты в качестве замены).


В 1958 году на фоне некоторого экономического роста была возобновлена чеканка серебряных монет — теперь это были уже 500 лир, однако последний их многотиражный выпуск, поступивший в обращение, датирован 1967 годом.
Лира обесценилась и чеканка серебряных монет, предназначавшихся для циркуляции, утратила актуальность. Все последующие выпуски будут памятными, юбилейными и малотиражными и осядут в частных коллекциях.
С 1970 года началась эмиссия монет в 1000 лир. Это была очень скромная сумма, на которую можно было перекусить в недорогой траттории. К концу десятилетия её уже будет недостаточно для покупки самого скромного обеда.


В 1990-е годы чеканились памятные монеты номиналом 2000, 5000, а затем, 10 000 и 50 000 лир. В 2000 году свет увидит золотая монета в 100 000 лир, но она будет выпущена малым тиражом и не попадёт в реальное обращение.
В это же время будет широко использоваться купюра в 500 000 лир, ставшая самым крупным номиналом за всю историю этой страны.
К моменту перехода на единую европейскую валюту 1 января 2002 года курс итальянской лиры к евро будет составлять 1936 к 1.
Турция — Гипер-инфляционные монеты
Любимое место отдыха значительной части россиян одновременно является и кладезем нумизматических курьёзов. Было время, когда турецкая лира находилась в столь плачевном состоянии, что Государственный Банк выдавал на гора монеты с умопомрачительным количеством нолей. Дабы не утомлять читателя скучной статистикой, упомянем лишь наиболее крупные их номиналы и даты выпуска.
Начиная с 1960 годов турецкая валюта постоянно обесценивалась. Сперва медленно, затем чуть быстрее, и, наконец, в начале 2000-х годов попала в Книгу рекордов Гиннеса, как наименее стабильная из мировых валют.
Именно тогда на свет появились турецкие монеты экзотических номиналов: 50 000, 100 000, 750 000, 1 000 000, 1 500 000, 2 500 000, 3 000 000, 4 000 000, 5 000 000, 6 000 000, 7 500 000 и 10 000 000 лир.






Вишенкой на торте стала серебряная монета в 150 000 000 (сто пятьдесят миллионов) лир, отчеканенная в 2000 году.



Большинство из перечисленных монет не являются нумизматической редкостью и представлены на отечественном рынке по вполне адекватным ценам.
Ниже я представил фото-сравнение монет 50000 турецких лир и одного российского рубля. Размер монеты подтверждает ее инфляционный характер.
Гиперинфляция в Зимбабве 2008 года — Миллиарды и триллионы
Некогда на юге знойного Африканского континента существовало самопровозглашённое государство Южная Родезия, очень толково управлявшееся белым меньшинством, рассудительно не допускавшим к кормилу власти местных аборигенов и создавшее развитую экономику, опиравшуюся на крепкую местную валюту.
Всё было прекрасно, пока в 1980 года на его территории не была провозглашена Республика Зимбабве и к власти не пришли негры — по пассионарности своей способные дать сто очков вперёд любому скучному англичанину или буру. И понеслась душа в рай!
Новое государство обзавелось новой валютой, которую, не мудрствуя лукаво, назвали долларом, очевидно, свято веря в магическую силу названия. Но не срослось…
Зимбабвийский доллар обесценился. Нет, не так. Впал в кому и в один далеко не прекрасный день достиг умопомрачительного курса 35 квадриллиона долларов (честное слово, я даже не знаю, сколько это нолей) за 1 доллар США.
На фоне этого знаменательного события бонистический мир был осчастливлен купюрой достоинством 100 триллионов (!) долларов Республики Зимбабве, представляющей из себя небольшой синий и довольно невзрачный прямоугольный клочок бумаги, несмотря на обилие нолей, обладавший микроскопической покупательной способностью.

(Источник фото: theconversation.com)
Не обременяя себя лишними телодвижениями по восстановлению национальной валюты, Резервный Банк Зимбабве летом 2015 года объявил доллар США законным платёжным средством, каковое и циркулирует в этой экзотической стране и поныне, успешно оттесняя на периферию собственные, ещё находящиеся в обращении дензнаки.
Канада — 100 килограммовые золотые монеты
На первый взгляд, присутствие благополучной Канады в компании с Зимбабве и Турцией кажется нонсенсом. Между тем, эта благополучная страна западного мира также порадовала нумизматов монетой, пройти мимо которой было бы совершеннейшим моветоном.
Речь идёт о выпущенной в 2007 году монете достоинством 1 миллион канадских долларов. Она была изготовлена из золота 999,9-й пробы, имеет диаметр 53 см и весит 100 кг.
Тираж этого гиганта составил всего 6 экземпляров и он на сегодняшний день считается самой дорогой из официально циркулирующих монет (каждая из них на нумизматическом рынке стоит не менее 4 миллионов долларов США).
5 из 6 выпущенных экземпляров были проданы, причём, экземпляр, проданный в Германию и включённый в экспозицию знаменитого берлинского Музея Боде, был похищен в марте 2017 года и место его нахождения до сих пор покрыто тайной.
Гиперинфляция в Украине — монеты с большим номиналом
Было бы несправедливо не упомянуть в этой статье о наших самостийных соседях, проживающих в сопредельной Украине. Как, вероятно, знает читатель, до введения в обращение гривны, валютой страны являлся купоно-карбованец, а поскольку экономику Незалежной лихорадило, и к слову, продолжает лихорадить до сих пор, то на свет появились монеты очень крупного достоинства — 200 000, 100 000 и 2 000 000 карбованцев.




Отдадим должное Центральному Банку страны — выпущенные им гиперинфляционные монеты отличались высокой культурой чеканки и относятся к числу, едва ли, не красивейших европейских монет современности.
Монеты достаточно широко представлены на отечественном нумизматическом рынке, вполне доступны по цене и представляют несомненный нумизматический и эстетический интерес.
Австралия — самая большая золотая монета в мире
Здесь прослеживается аналогия с Канадой. Зелёный Континент не менее благополучен, нежели его северная родственница, напомним: обе страны являются монархиями и главой их официально считается королева Елизавета II. Австралийский доллар является стабильной и уважаемой валютой.
Тем не менее, Пертский монетный двор не мог не принять вызов канадцев и решил превзойти их. В 2011 году была отчеканена колоссальная по размеру монета номиналом 1 000 000 австралийских долларов. Она изготовлена из золота 999,9-й пробы, весит 1012 кг и имеет диаметр 80 см.
Видео: Как сделана самая большая золотая монета в мире
В отличие от своего конкурента, отчеканенного в количестве 6 экземпляров, австралийская монета была выпущена в единственном числе и является абсолютно уникальной.
Монета хранится в собственных фондах пертского монетного двора и оценивается в 55 миллионов долларов США, что соответствует 3,5 миллиардам рублей.
Австрия — 100 000 евро одной монетой
Среди крупнейших номиналов монет, отчеканенных в Европе, нельзя не упомянуть об австрийской монете достоинством 100 000 евро, отчеканенной Австрийским монетным двором в 2004 году из золота 999,9-й пробы.
Впрочем, параметры её значительно уступают канадскому и австралийскому гиганту и составляют всего 37 см в диаметре при массе 1000 тройских унций (31 кг 103,5 грамма).
Зато уменьшение веса позволило увеличить тираж — всего было выпущено 15 экземпляров, которые очень быстро были распроданы частным коллекционерам и музеям по фиксированной цене 330 000 евро за каждую монету.
Послесловие
В завершение хотелось бы сказать, что современная нумизматика из консервативной науки постепенно превращается в увлекательную и динамично развивающуюся отрасль, не перестающую удивлять нас своими потрясающе интересными новинками.
Практически ежегодно ведущие мировые монетные дворы выпускают монеты необычного дизайна, номинала и материала. Мы уже не поражаемся пластиковым и деревянным экземплярам, но монетное дело не стоит на месте и нас, несомненно, ждёт ещё множество увлекательнейших сюрпризов и открытий!